Регулирование Форекс

Список организаций получивших лицензию на осуществление деятельности форекс-дилера от центрального банка России:

Наименование компании Дата получения
лицензии
1 Общество с ограниченной ответственностью «ФИНАМ ФОРЕКС» 14.12.2015
2 Общество с ограниченной ответственностью «Телетрейд Групп» 12.05.2016
3 Общество с ограниченной ответственностью «Трастфорекс» 12.05.2016
4 Общество с ограниченной ответственностью «ВТБ 24 Форекс» 01.09.2016
5 Общество с ограниченной ответственностью «Форекс Клуб» 12.10.2016
6 Общество с ограниченной ответственностью «Альпари Форекс» 28.11.2016
7 Общество с ограниченной ответственностью «Фикс Трейд» 09.03.2017
8 Общество с ограниченной ответственностью «ПСБ-Форекс» 07.04.2017

Финансовые Регуляторы Форекс

Полный список мировых финансовых регуляторов

Отличительной особенностью рынка Форекс является свободное совершение сделок по обмену различными валютами, что предполагает:

  • отсутствие определенного курса валют;
  • возможность совершения сделок на любые суммы;
  • неограниченное количество операций;
  • индивидуальное принятие решений относительно направлений деятельности.

Несмотря на гарантированное невмешательство со стороны контролирующих инстанций, существует мировая практика государственного регулирования услуг посреднических организаций. Их главной задачей является установление определенных условий взаимодействия участников валютных операций. В различных странах регламентация отношений между брокерами и трейдерами имеет свои особенности, в том числе, и в России.

Регулирование Форекс в России

Основную функцию по урегулированию деятельности на Форексе выполняет Центральный Банк РФ, при этом есть определенные ограничения в отношении конвертации валют. С момента появления первых дилинговых центров и увеличения популярности валютных торгов, Центробанком было разработано множество проектов, позволяющих регламентировать те или иные аспекты их деятельности. Из последних на обсуждение был выдвинут проект Указаний, позволяющий установить роль сотрудников фирм-дилеров, а также определить конкретную последовательность действий по учету совершаемых посредниками операций. На данный момент ни по одному из представленных на рассмотрение проектов не было принято утвердительного решения, что эксперты связывают со спецификой и сложностью контроля конвертационной деятельности.

На практике основная часть брокеров действуют в качестве букмекерских организаций, не имея лицензии на оказание услуг в финансовой сфере. В свою очередь, солидные компании в большинстве случаев основаны и зарегистрированы за границей, привлекая к работе в России консультантов «со стороны», которые зарегистрированы в качестве юридических лиц, соответственно, не обязаны нести юридическую ответственность в случае претензий к иностранному брокеру.

Подобное положение дел, когда трейдер практически никак не защищен от обмана, вызывает у представителей власти серьезные опасения, поэтому за последние годы принимаются активные шаги по урегулированию отношений всех участников торгов на Форексе. Так, с 2003 года начала свою работу «Комиссия по регулированию отношений участников финансовых рынков», или сокращенно КРОУФР, которая отстаивает интересы клиентов путем составления определенных правил. Вместе с тем, её решения обязательны для исполнения только для тех, кто является членом КРОУФР, тогда как другие могут ограничиться принятием их к сведению.

Задачи регулятора в России выполняют также такие структуры как:

  • СРО Центр регулирования внебиржевых финансовых инструментов и технологий (ЦРФИН) – организация, объединяющая дилинговые центры с целью создания и развития сферы внебиржевых валютных операций на российском финансовом пространстве. В рамках своей деятельности ассоциация разрабатывает новые эффективные механизмы урегулирования отношений брокеров и трейдеров, а также методики оптимизации процесса торгов. Среди ключевых задач организации – внедрение мировых стандартов и адаптация их под российские реалии;
  • Центр регулирования отношений на финансовых рынках России (ЦРОФР) – независимая структура, которая занимается оценкой деятельности брокеров и выдает сертификаты соответствия, оказывая также помощь в решении конфликтных ситуаций и контролируя финансовые процессы на рынке фьючерсов и ценных бумаг.

В 2009 году произошло сразу два важных события для участников торгов на валютном рынке, а именно: на РТС были заключены первые сделки с фьючерсами (5 февраля) и российская Федеральная служба по финансовым рынкам опубликовала письмо № 09-ВМ-02/16341, согласно которому Форекс был исключен из перечня финансовых рынков, которые регулируются нормативами ФСФР. В соответствии с документом, лицензия, выданная данной службой, не могла считаться основанием для законного предоставления брокерских услуг.

Впервые закрепить определенные правила взаимодействия трейдеров и посредников на законодательном уровне российские власти попытались весной 2012 года, когда в Министерстве финансов прошла встреча чиновников и представителей национальных дилинговых центров. Однако выработать единую позицию не удалось, в результате чего распространенной практикой стало создание теневых компаний. Фирмы-однодневки принимали у клиентов денежные средства, однако спустя какой-то период исчезали, а инвесторы теряли шанс вернуть свои капиталовложения. По официальным данным, в 2012-13 году было выявлено по 11 таких организаций, а в следующий год было создано 6 мошеннических структур.

Кардинально изменить ситуацию позволило принятие ФЗ-№460 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» в декабре 2014 года, в соответствии с которым, в правила, указанные в Законе «О ценных бумагах», был внесен ряд корректировок и дополнений. Среди основных изменений можно назвать следующие:

  • форекс-дилером обозначается профессиональный участник сделок на валютном рынке, в том числе, оперирующий производными финансовыми инструментами с целью получения прибыли на разнице курсов;
  • основанием для подпадания под действие закона является подписание фирмой-брокером договора с гражданами, не имеющими статус ИП, по предоставлению денежных средств для участия в валютных операциях;
  • размер обязательств сторон варьируется в зависимости от колебания цены валютной пары;
  • соглашение между брокером и трейдером в обязательном порядке должно пройти регистрацию в саморегулируемой организации, это позволяет узаконить отношения клиента и посредника, а также дать возможность решать споры в судебном порядке;
  • легальной является деятельность только того дилера, который является членам профильной СРО, для чего требуется внести в фонд 2 миллиона рублей и располагать собственным капиталом в размере как минимум 100 тысяч рублей;
  • до вступления в силу последних положений закона (11 января 2016 года) все фирмы-брокеры должны пройти процедуру лицензирования в Центробанке;
  • компании, зарегистрированные в других странах, могут продолжать осуществлять свою деятельность без лицензирования, однако для рекламы услуг им требуется официальное представительство на территории России.

Учитывая длительность рассмотрения заявки (до 2 месяцев) и достаточно высокие финансовые требования к посредникам на рынке Форекс, неудивительно, что на 1 января 2016 года только одна компания получила статус фирмы-дилера – ООО «Финам Форекс». В ближайшее время планируют получить официальное право деятельности такие компании как «Форекс Клуб», «Телетрейд» и «Профит Групп». По утверждению государственного регулятора, в случае установления факта работы без лицензии, брокеры столкнутся с административным наказанием или попадут в сферу пристального внимания правоохранительных структур. Не исключается возможность заведения уголовных дел на недобросовестных посредников. Примечательно, что новый закон регулирует деятельность только тех организаций, которые работают с валютными парами, соответственно, торговля акциями, индексами и т.д. может осуществляться без лицензии.

В принятом нормативно-правовом акте уделяется особое внимание обязательствам форекс-дилеров в отношении клиентов. В частности, заключаемый договор должен непременно содержать данные о порядке его заключения, о конкретном базисном активе, диапазоне объема сделки и о точной направленности соглашения сторон. Помимо этого, предусмотрены ограничения относительно заключения идентичных соглашений – на протяжении 5 секунд после установки котировки контрагенту посредник не может подписать аналогичный договор даже с несколько измененными условиями. Что касается предоставляемого клиенту финансового плеча, то теперь по закону его максимальный размер составляет один к пятидесяти. Еще одно нововведение – запрет на превышение 5-процентной разницы с лучшей ценой купли-продажи валют, имеющий аналоги на отечественном или зарубежном рынке Форекс.

Помимо регулирования организационных и лицензионных аспектов работы Форекс-центров, государство осуществляет контроль своевременной уплаты налогов. Отчисления в бюджет могут производиться в виде налога на прибыль (для дилинговых центров или банковских структур) либо налога на игорный бизнес в случае, когда речь идет о букмекерской конторе. Помимо этого, налогообложению подвергаются доходы от дополнительных услуг, таких как проведение тренингов, обучающих курсов, а также предоставление консультационного сервиса. Механизмов регулирования деятельности зарубежных Форекс-фирм, не имеющих зарегистрированных представительств, на данный момент не предусмотрено.

Регулирование Форекс в мире

В зарубежных странах, где существует более продолжительная практика заключения валютных сделок, к регламентации взаимоотношений участников рынка относятся весьма серьезно.

В каждом государстве функционирует как минимум одна контролирующая организация, при этом к мнению некоторых из них прислушиваются и на международном уровне. К наиболее влиятельным следует отнести FSA (Управление финансового регулирования и надзора) в Великобритании, а также «Комиссию по фьючерсной торговле товарами» и NFA (National Futures Association) в Соединенных Штатах Америки. Последняя из перечисленных организаций не относится к категории государственных, однако характеризуется весьма обширной сферой деятельности, в частности, проводит тщательный аудит фирм-брокеров, решает споры между участниками, а также разрабатывает и внедряет новые стандарты ведения торговли на Форексе. Интересно, что требования NFA значительно серьезнее, чем в национальной комиссии и в основном направлены на контроль трейдеров и минимизацию рисков мошенничества с их стороны. В течение 5 лет (с 2011 года) в США официально запрещен обмен валютными парами и производными финансовыми инструментами вне биржи.

Решением вопросов, связанных с регламентацией деятельности посреднических фирм и трейдеров, в других странах мира занимаются такие регуляторы:

  • Financial Services Commission (FSC) – специальная Комиссия по финансовым услугам, которая контролирует деятельность брокеров, зарегистрированных на острове Маврикий, в частности, выдает лицензии, разрабатывает меры безопасности и занимается оптимизацией сектора небанковских финансовых услуг;
  • Кипрская комиссия по ценным бумагам и биржам (CySEC) – один из основных регуляторов не только на национальном, но и на общемировом уровне. Кроме лицензирования, организация занимается судебными разбирательствами и отслеживает брокеров, зарегистрированных в данной республике;
  • Financial Market Supervisory Authority (сокращенно FINMA) – особая служба по надзору за финансовыми рынками, созданная в Швейцарии, однако имеющая независимый статус;
  • Федеральное управление финансового надзора (BaFin), подотчетное правительству Германии и осуществляющее контроль над работой более 4 тысяч фирм, предоставляющих посреднические услуги на Форексе;
  • IFSC — комиссия по международным финансовым услугам, созданная в Белизе (Северная Америка), регламентирующая валютные операции на бирже и нацеленная на формирование страны как международного финансового центра;
  • Financial Services Complaints Ltd (FSCL) – созданная в Новой Зеландии СРО, которая не имеет государственного статуса, однако пользуется хорошей репутацией у трейдеров. Её директивам следуют только те брокеры, которые являются членами ассоциации;
  • Совет по ценным бумагам и биржам Индии (SEBI), осуществляющий государственное регулирование операций с ценными бумагами, валютными парами и другими финансовыми инструментами. Также организация располагает правом выдавать лицензии, вмешиваться в работу фондовых бирж, а также лишать компании права легальной деятельности за те или иные нарушения;
  • ACPR (Autorite de Controle Prudentiel et de Resolution) – основной регулятор отношений участников Форекса на территории Франции.

Полный перечень надзорных органов, выполняющих обязанности по урегулированию разнообразных вопросов в сфере финансов:

RF Страна Наименование Сокращение
  Австралия Комиссия по ценным бумагам и инвестициям Австралии ASIC
  Австралия APRA — Австралийское управление пруденциального регулирования APRA
  Австралия AUSTRAC — Австралийский отчетно-аналитический центр транзакций AUSTRAC
  Австрия Комиссия по надзору за финансовым рынком FMA
  Аргентина Национальный комитет по фондовому рынку CNV
  Багамы SCB — Комиссия Багамских Островов по ценным бумагам SCB
  Бахрейн Центральный банк Бахрейна CBB
  Белиз Комиссия по международным финансовым услугам IFSC
  Бельгия Управление финансовых услуг и рынков FSMA
  Болгария Национальный банк Болгарии BNB
  Ботсвана (NBFIRA) Управление по регулированию небанковских финансовых институтов NBFIRA
  Бразилия Комиссия по ценным бумагам Бразилии CVM
  Бразилия Комиссия по ценным бумагам и биржам Бразилии CMV
  Британские Виргинские острова Комиссия по финансовым услугам FSC
  Великобритания Управление по финансовому регулированию и контролю FCA
  Венгрия Управление финансового надзора Венгрии HFSA
  Венгрия Венгерский национальный банк CBH
  Германия Федеральное управление финансового надзора BaFin
  Гибралтар Комиссия по финансовым услугам FSC
  Гонконг Комиссия по ценным бумагам и фьючерсным операциям SFC
  Гонконг Финансовая комиссия FinCom
  Греция Комитет по регулированию рынков капитала CMC
  Дания Управление финансового надзора Дании DFSA
  Египет Управление финансового надзора Египта EFSA
  Израиль Комиссия по ценным бумагам Израиля ISA
  Индия Совет по ценным бумагам и биржам Индии SEBI
  Индия Центральный депозитарий CDSL
  Индия Национальный депозитарий ценных бумаг NSDL
  Индонезия Агентство по надзору за фьючерсной биржевой торговлей CoFTRA
  Иордания Комиссия по ценным бумагам Иордании JSC
  Ирландия Центральный банк Ирландии CBI
  Испания Комиссия по рынку ценных бумаг Испании CNMV
  Италия Национальная комиссия по акционерным обществам и биржам CONSOB
  Канада Организация по регулированию инвестиционной деятельности Канады IIROC
  Канада CIPF (Канадский фонд защиты инвесторов) CIPF
  Катар Центральный банк Катара QCB
  Кения Управление по надзору за финансовыми рынками Кении CMA
  Кипр Комиссия по ценным бумагам и биржам Кипра CySEC
  Китай Комиссия по регулированию рынка ценных бумаг Китая CSRC
  Китай Комиссия по финансовому надзору FSCEY
  Кувейт Торгово-промышленная палата Кувейта KCCI
  Латвия Комиссия рынка финансов и капитала FCMC
  Ливан Центральный банк Ливана BDL
  Ливан Арабская федерация бирж AFE
  Литва Комиссия по ценным бумагам Литвы LSC
  Маврикий Комиссия по финансовым услугам FSC
  Мальта Управление по финансовому регулированию и надзору Мальты MFSA
  Марокко Комиссия по надзору за финансовым рынком Марокко CDVM
  Мексика Национальная комиссия по банкам и ценным бумагам CNBV
  Нидерланды Комиссия по надзору за финансовым рынком AFM
  Никарагуа Валютно-финансовое управление Каймановых островов CIMA
  Новая Зеландия Реестр поставщиков финансовых услуг FSPR
  Новая Зеландия NZX NZX
  Норвегия Управление финансового надзора Норвегии NFSA
  ОАЭ Комиссия по финансовому рынку Дубая DFSA
  ОАЭ Центральный банк ОАЭ U.A.E
  ОАЭ Комиссия по ценным бумагам и товарам ОАЭ SCA
  Пакистан Комиссия по ценным бумагам и биржам Пакистана SEC
  Панама Комиссия по надзору за рынком ценных бумаг Панамы SMV
  Польша Управление финансового надзора Польши PFSA
  Португалия Комиссия по рынку ценных бумаг Португалии CMVM
  Россия Федеральная служба по финансовым рынкам России FCSM
  Россия Центр регулирования внебиржевых финансовых инструментов и технологий CRFIN
  Россия НАУФОР — Национальная ассоциация участников фондового рынка Naufor
  Россия Центр регулирования отношений на финансовых рынках CROFR
  Россия Центральный банк Российской Федерации CBR
  Россия Ассоциация российских банков ARB
  Россия Ассоциация региональных банков России ASROS
  Румыния Национальная комиссия по ценным бумагам Румынии CNVMR
  Саудовская Аравия Управление рынков капитала CMA
  Сент-Винсент и Гренадины Управление по финансовому регулированию и надзору FSA
  Сингапур Валютное управление Сингапура MAS
  США Комиссия по торговле товарными фьючерсами США CFTC
  США Служба регулирования отрасли финансовых услуг FINRA
  США Национальная фьючерсная ассоциация NFA
  США Комиссия по ценным бумагам и биржам SEC
  США Корпорация по защите инвесторов в ценные бумаги SIPC
  США Федеральная корпорация по страхованию депозитов FDIC
  США Закон о соответствии иностранных счетов требованиям налогового законодательства FATCA
  Таиланд Сиамский коммерческий банк SCB
  Таиланд Банк Таиланда BOT
  Турция Совет по финансовым рынкам Турции CMB [SPK]
  Украина Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку NSSMC
  Украина Украинский Центр Развития внебиржевых финансовых инструментов и технологий UCRFIN
  Филиппины Комиссия по ценным бумагам и биржам Республики Филиппины SEC
  Финляндия Управление финансового надзора FINFSA
  Франция Комиссия по надзору за финансовым рынком AMF
  Франция Комитет по контролю за кредитом и инвестициями предприятий CECEI
  Хорватия Агенство надзора за финансовыми услугами Хорватии HANFA
  Чехия Национальный банк Чехии CNB
  Швейцария Управление по надзору за финансовым рынком FINMA
  Швеция Управление финансового надзора FSA
  Шри-Ланка Центральный банк Шри-Ланки CBSL
  Шри-Ланка Комиссия по ценным бумагам и биржам Шри Ланки SEC
  Эстония Управление финансового надзора FSAEE
  Эстония Министерство экономики и коммуникаций MKM
  Южная Африка Агентство по финансовым услугам FSB
  Ямайка Комиссия по финансовым услугам FSC
  Япония Ассоциация дилеров по ценным бумагам Японии JSDA
  Япония Агентство по финансовым услугам FSA
1 123

Добавить комментарий