Регулирование Форекс

Список организаций получивших лицензию на осуществление деятельности форекс-дилера от Центрального Банка России:

Наименование компанииДата получения
лицензии
1Общество с ограниченной ответственностью «ФИНАМ ФОРЕКС»14.12.2015
2Общество с ограниченной ответственностью «Телетрейд Групп»12.05.2016
3Общество с ограниченной ответственностью «Трастфорекс»12.05.2016
4Общество с ограниченной ответственностью «ВТБ 24 Форекс»01.09.2016
5Общество с ограниченной ответственностью «Форекс Клуб»12.10.2016
6Общество с ограниченной ответственностью «Альпари Форекс»28.11.2016

Финансовые Регуляторы Форекс

Полный список мировых финансовых регуляторов

Отличительной особенностью рынка Форекс является свободное совершение сделок по обмену различными валютами, что предполагает:

  • отсутствие определенного курса валют;
  • возможность совершения сделок на любые суммы;
  • неограниченное количество операций;
  • индивидуальное принятие решений относительно направлений деятельности.

Несмотря на гарантированное невмешательство со стороны контролирующих инстанций, существует мировая практика государственного регулирования услуг посреднических организаций. Их главной задачей является установление определенных условий взаимодействия участников валютных операций. В различных странах регламентация отношений между брокерами и трейдерами имеет свои особенности, в том числе, и в России.

Регулирование Форекс в России

Основную функцию по урегулированию деятельности на Форексе выполняет Центральный Банк РФ, при этом есть определенные ограничения в отношении конвертации валют. С момента появления первых дилинговых центров и увеличения популярности валютных торгов, Центробанком было разработано множество проектов, позволяющих регламентировать те или иные аспекты их деятельности. Из последних на обсуждение был выдвинут проект Указаний, позволяющий установить роль сотрудников фирм-дилеров, а также определить конкретную последовательность действий по учету совершаемых посредниками операций. На данный момент ни по одному из представленных на рассмотрение проектов не было принято утвердительного решения, что эксперты связывают со спецификой и сложностью контроля конвертационной деятельности.

На практике основная часть брокеров действуют в качестве букмекерских организаций, не имея лицензии на оказание услуг в финансовой сфере. В свою очередь, солидные компании в большинстве случаев основаны и зарегистрированы за границей, привлекая к работе в России консультантов «со стороны», которые зарегистрированы в качестве юридических лиц, соответственно, не обязаны нести юридическую ответственность в случае претензий к иностранному брокеру.

Подобное положение дел, когда трейдер практически никак не защищен от обмана, вызывает у представителей власти серьезные опасения, поэтому за последние годы принимаются активные шаги по урегулированию отношений всех участников торгов на Форексе. Так, с 2003 года начала свою работу «Комиссия по регулированию отношений участников финансовых рынков», или сокращенно КРОУФР, которая отстаивает интересы клиентов путем составления определенных правил. Вместе с тем, её решения обязательны для исполнения только для тех, кто является членом КРОУФР, тогда как другие могут ограничиться принятием их к сведению.

Задачи регулятора в России выполняют также такие структуры как:

  • СРО Центр регулирования внебиржевых финансовых инструментов и технологий (ЦРФИН) – организация, объединяющая дилинговые центры с целью создания и развития сферы внебиржевых валютных операций на российском финансовом пространстве. В рамках своей деятельности ассоциация разрабатывает новые эффективные механизмы урегулирования отношений брокеров и трейдеров, а также методики оптимизации процесса торгов. Среди ключевых задач организации – внедрение мировых стандартов и адаптация их под российские реалии;
  • Центр регулирования отношений на финансовых рынках России (ЦРОФР) – независимая структура, которая занимается оценкой деятельности брокеров и выдает сертификаты соответствия, оказывая также помощь в решении конфликтных ситуаций и контролируя финансовые процессы на рынке фьючерсов и ценных бумаг.

В 2009 году произошло сразу два важных события для участников торгов на валютном рынке, а именно: на РТС были заключены первые сделки с фьючерсами (5 февраля) и российская Федеральная служба по финансовым рынкам опубликовала письмо № 09-ВМ-02/16341, согласно которому Форекс был исключен из перечня финансовых рынков, которые регулируются нормативами ФСФР. В соответствии с документом, лицензия, выданная данной службой, не могла считаться основанием для законного предоставления брокерских услуг.

Впервые закрепить определенные правила взаимодействия трейдеров и посредников на законодательном уровне российские власти попытались весной 2012 года, когда в Министерстве финансов прошла встреча чиновников и представителей национальных дилинговых центров. Однако выработать единую позицию не удалось, в результате чего распространенной практикой стало создание теневых компаний. Фирмы-однодневки принимали у клиентов денежные средства, однако спустя какой-то период исчезали, а инвесторы теряли шанс вернуть свои капиталовложения. По официальным данным, в 2012-13 году было выявлено по 11 таких организаций, а в следующий год было создано 6 мошеннических структур.

Кардинально изменить ситуацию позволило принятие ФЗ-№460 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» в декабре 2014 года, в соответствии с которым, в правила, указанные в Законе «О ценных бумагах», был внесен ряд корректировок и дополнений. Среди основных изменений можно назвать следующие:

  • форекс-дилером обозначается профессиональный участник сделок на валютном рынке, в том числе, оперирующий производными финансовыми инструментами с целью получения прибыли на разнице курсов;
  • основанием для подпадания под действие закона является подписание фирмой-брокером договора с гражданами, не имеющими статус ИП, по предоставлению денежных средств для участия в валютных операциях;
  • размер обязательств сторон варьируется в зависимости от колебания цены валютной пары;
  • соглашение между брокером и трейдером в обязательном порядке должно пройти регистрацию в саморегулируемой организации, это позволяет узаконить отношения клиента и посредника, а также дать возможность решать споры в судебном порядке;
  • легальной является деятельность только того дилера, который является членам профильной СРО, для чего требуется внести в фонд 2 миллиона рублей и располагать собственным капиталом в размере как минимум 100 тысяч рублей;
  • до вступления в силу последних положений закона (11 января 2016 года) все фирмы-брокеры должны пройти процедуру лицензирования в Центробанке;
  • компании, зарегистрированные в других странах, могут продолжать осуществлять свою деятельность без лицензирования, однако для рекламы услуг им требуется официальное представительство на территории России.

Учитывая длительность рассмотрения заявки (до 2 месяцев) и достаточно высокие финансовые требования к посредникам на рынке Форекс, неудивительно, что на 1 января 2016 года только одна компания получила статус фирмы-дилера – ООО «Финам Форекс». В ближайшее время планируют получить официальное право деятельности такие компании как «Форекс Клуб», «Телетрейд» и «Профит Групп». По утверждению государственного регулятора, в случае установления факта работы без лицензии, брокеры столкнутся с административным наказанием или попадут в сферу пристального внимания правоохранительных структур. Не исключается возможность заведения уголовных дел на недобросовестных посредников. Примечательно, что новый закон регулирует деятельность только тех организаций, которые работают с валютными парами, соответственно, торговля акциями, индексами и т.д. может осуществляться без лицензии.

В принятом нормативно-правовом акте уделяется особое внимание обязательствам форекс-дилеров в отношении клиентов. В частности, заключаемый договор должен непременно содержать данные о порядке его заключения, о конкретном базисном активе, диапазоне объема сделки и о точной направленности соглашения сторон. Помимо этого, предусмотрены ограничения относительно заключения идентичных соглашений – на протяжении 5 секунд после установки котировки контрагенту посредник не может подписать аналогичный договор даже с несколько измененными условиями. Что касается предоставляемого клиенту финансового плеча, то теперь по закону его максимальный размер составляет один к пятидесяти. Еще одно нововведение – запрет на превышение 5-процентной разницы с лучшей ценой купли-продажи валют, имеющий аналоги на отечественном или зарубежном рынке Форекс.

Помимо регулирования организационных и лицензионных аспектов работы Форекс-центров, государство осуществляет контроль своевременной уплаты налогов. Отчисления в бюджет могут производиться в виде налога на прибыль (для дилинговых центров или банковских структур) либо налога на игорный бизнес в случае, когда речь идет о букмекерской конторе. Помимо этого, налогообложению подвергаются доходы от дополнительных услуг, таких как проведение тренингов, обучающих курсов, а также предоставление консультационного сервиса. Механизмов регулирования деятельности зарубежных Форекс-фирм, не имеющих зарегистрированных представительств, на данный момент не предусмотрено.

Регулирование Форекс в мире

В зарубежных странах, где существует более продолжительная практика заключения валютных сделок, к регламентации взаимоотношений участников рынка относятся весьма серьезно.

В каждом государстве функционирует как минимум одна контролирующая организация, при этом к мнению некоторых из них прислушиваются и на международном уровне. К наиболее влиятельным следует отнести FSA (Управление финансового регулирования и надзора) в Великобритании, а также «Комиссию по фьючерсной торговле товарами» и NFA (National Futures Association) в Соединенных Штатах Америки. Последняя из перечисленных организаций не относится к категории государственных, однако характеризуется весьма обширной сферой деятельности, в частности, проводит тщательный аудит фирм-брокеров, решает споры между участниками, а также разрабатывает и внедряет новые стандарты ведения торговли на Форексе. Интересно, что требования NFA значительно серьезнее, чем в национальной комиссии и в основном направлены на контроль трейдеров и минимизацию рисков мошенничества с их стороны. В течение 5 лет (с 2011 года) в США официально запрещен обмен валютными парами и производными финансовыми инструментами вне биржи.

Решением вопросов, связанных с регламентацией деятельности посреднических фирм и трейдеров, в других странах мира занимаются такие регуляторы:

  • Financial Services Commission (FSC) – специальная Комиссия по финансовым услугам, которая контролирует деятельность брокеров, зарегистрированных на острове Маврикий, в частности, выдает лицензии, разрабатывает меры безопасности и занимается оптимизацией сектора небанковских финансовых услуг;
  • Кипрская комиссия по ценным бумагам и биржам (CySEC) – один из основных регуляторов не только на национальном, но и на общемировом уровне. Кроме лицензирования, организация занимается судебными разбирательствами и отслеживает брокеров, зарегистрированных в данной республике;
  • Financial Market Supervisory Authority (сокращенно FINMA) – особая служба по надзору за финансовыми рынками, созданная в Швейцарии, однако имеющая независимый статус;
  • Федеральное управление финансового надзора (BaFin), подотчетное правительству Германии и осуществляющее контроль над работой более 4 тысяч фирм, предоставляющих посреднические услуги на Форексе;
  • IFSC — комиссия по международным финансовым услугам, созданная в Белизе (Северная Америка), регламентирующая валютные операции на бирже и нацеленная на формирование страны как международного финансового центра;
  • Financial Services Complaints Ltd (FSCL) – созданная в Новой Зеландии СРО, которая не имеет государственного статуса, однако пользуется хорошей репутацией у трейдеров. Её директивам следуют только те брокеры, которые являются членами ассоциации;
  • Совет по ценным бумагам и биржам Индии (SEBI), осуществляющий государственное регулирование операций с ценными бумагами, валютными парами и другими финансовыми инструментами. Также организация располагает правом выдавать лицензии, вмешиваться в работу фондовых бирж, а также лишать компании права легальной деятельности за те или иные нарушения;
  • ACPR (Autorite de Controle Prudentiel et de Resolution) – основной регулятор отношений участников Форекса на территории Франции.

Полный перечень надзорных органов, выполняющих обязанности по урегулированию разнообразных вопросов в сфере финансов:

RFСтранаНаименованиеСокращение
 АвстралияКомиссия по ценным бумагам и инвестициям АвстралииASIC
 АвстралияAPRA — Австралийское управление пруденциального регулированияAPRA
 АвстралияAUSTRAC — Австралийский отчетно-аналитический центр транзакцийAUSTRAC
 АвстрияКомиссия по надзору за финансовым рынкомFMA
 АргентинаНациональный комитет по фондовому рынкуCNV
 БагамыSCB — Комиссия Багамских Островов по ценным бумагамSCB
 БахрейнЦентральный банк БахрейнаCBB
 БелизКомиссия по международным финансовым услугамIFSC
 БельгияУправление финансовых услуг и рынковFSMA
 БолгарияНациональный банк БолгарииBNB
 Ботсвана(NBFIRA) Управление по регулированию небанковских финансовых институтовNBFIRA
 БразилияКомиссия по ценным бумагам БразилииCVM
 БразилияКомиссия по ценным бумагам и биржам БразилииCMV
 Британские Виргинские островаКомиссия по финансовым услугамFSC
 ВеликобританияУправление по финансовому регулированию и контролюFCA
 ВенгрияУправление финансового надзора ВенгрииHFSA
 ВенгрияВенгерский национальный банкCBH
 ГерманияФедеральное управление финансового надзораBaFin
 ГибралтарКомиссия по финансовым услугамFSC
 ГонконгКомиссия по ценным бумагам и фьючерсным операциямSFC
 ГонконгФинансовая комиссияFinCom
 ГрецияКомитет по регулированию рынков капиталаCMC
 ДанияУправление финансового надзора ДанииDFSA
 ЕгипетУправление финансового надзора ЕгиптаEFSA
 ИзраильКомиссия по ценным бумагам ИзраиляISA
 ИндияСовет по ценным бумагам и биржам ИндииSEBI
 ИндияЦентральный депозитарийCDSL
 ИндияНациональный депозитарий ценных бумагNSDL
 ИндонезияАгентство по надзору за фьючерсной биржевой торговлейCoFTRA
 ИорданияКомиссия по ценным бумагам ИорданииJSC
 ИрландияЦентральный банк ИрландииCBI
 ИспанияКомиссия по рынку ценных бумаг ИспанииCNMV
 ИталияНациональная комиссия по акционерным обществам и биржамCONSOB
 КанадаОрганизация по регулированию инвестиционной деятельности КанадыIIROC
 КанадаCIPF (Канадский фонд защиты инвесторов)CIPF
 КатарЦентральный банк КатараQCB
 КенияУправление по надзору за финансовыми рынками КенииCMA
 КипрКомиссия по ценным бумагам и биржам КипраCySEC
 КитайКомиссия по регулированию рынка ценных бумаг КитаяCSRC
 КитайКомиссия по финансовому надзоруFSCEY
 КувейтТоргово-промышленная палата КувейтаKCCI
 ЛатвияКомиссия рынка финансов и капиталаFCMC
 ЛиванЦентральный банк ЛиванаBDL
 ЛиванАрабская федерация биржAFE
 ЛитваКомиссия по ценным бумагам ЛитвыLSC
 МаврикийКомиссия по финансовым услугамFSC
 МальтаУправление по финансовому регулированию и надзору МальтыMFSA
 МароккоКомиссия по надзору за финансовым рынком МароккоCDVM
 МексикаНациональная комиссия по банкам и ценным бумагамCNBV
 НидерландыКомиссия по надзору за финансовым рынкомAFM
 НикарагуаВалютно-финансовое управление Каймановых острововCIMA
 Новая ЗеландияРеестр поставщиков финансовых услугFSPR
 Новая ЗеландияNZXNZX
 НорвегияУправление финансового надзора НорвегииNFSA
 ОАЭКомиссия по финансовому рынку ДубаяDFSA
 ОАЭЦентральный банк ОАЭU.A.E
 ОАЭКомиссия по ценным бумагам и товарам ОАЭSCA
 ПакистанКомиссия по ценным бумагам и биржам ПакистанаSEC
 ПанамаКомиссия по надзору за рынком ценных бумаг ПанамыSMV
 ПольшаУправление финансового надзора ПольшиPFSA
 ПортугалияКомиссия по рынку ценных бумаг ПортугалииCMVM
 РоссияФедеральная служба по финансовым рынкам РоссииFCSM
 РоссияЦентр регулирования внебиржевых финансовых инструментов и технологийCRFIN
 РоссияНАУФОР — Национальная ассоциация участников фондового рынкаNaufor
 РоссияЦентр регулирования отношений на финансовых рынкахCROFR
 РоссияЦентральный банк Российской ФедерацииCBR
 РоссияАссоциация российских банковARB
 РоссияАссоциация региональных банков РоссииASROS
 РумынияНациональная комиссия по ценным бумагам РумынииCNVMR
 Саудовская АравияУправление рынков капиталаCMA
 Сент-Винсент и ГренадиныУправление по финансовому регулированию и надзоруFSA
 СингапурВалютное управление СингапураMAS
 СШАКомиссия по торговле товарными фьючерсами СШАCFTC
 СШАСлужба регулирования отрасли финансовых услугFINRA
 СШАНациональная фьючерсная ассоциацияNFA
 СШАКомиссия по ценным бумагам и биржамSEC
 СШАКорпорация по защите инвесторов в ценные бумагиSIPC
 СШАФедеральная корпорация по страхованию депозитовFDIC
 СШАЗакон о соответствии иностранных счетов требованиям налогового законодательства FATCA
 ТаиландСиамский коммерческий банкSCB
 ТаиландБанк ТаиландаBOT
 ТурцияСовет по финансовым рынкам ТурцииCMB [SPK]
 УкраинаГосударственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынкуNSSMC
 УкраинаУкраинский Центр Развития внебиржевых финансовых инструментов и технологийUCRFIN
 ФилиппиныКомиссия по ценным бумагам и биржам Республики ФилиппиныSEC
 ФинляндияУправление финансового надзораFINFSA
 ФранцияКомиссия по надзору за финансовым рынкомAMF
 ФранцияКомитет по контролю за кредитом и инвестициями предприятийCECEI
 ХорватияАгенство надзора за финансовыми услугами ХорватииHANFA
 ЧехияНациональный банк ЧехииCNB
 ШвейцарияУправление по надзору за финансовым рынкомFINMA
 ШвецияУправление финансового надзораFSA
 Шри-ЛанкаЦентральный банк Шри-ЛанкиCBSL
 Шри-ЛанкаКомиссия по ценным бумагам и биржам Шри ЛанкиSEC
 ЭстонияУправление финансового надзораFSAEE
 ЭстонияМинистерство экономики и коммуникацийMKM
 Южная АфрикаАгентство по финансовым услугамFSB
 ЯмайкаКомиссия по финансовым услугамFSC
 ЯпонияАссоциация дилеров по ценным бумагам ЯпонииJSDA
 ЯпонияАгентство по финансовым услугамFSA
774

Добавить комментарий